Формирование одних двигательных навыков может
оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило
название перенос навыков.
В частности,
выделяют положительный и отрицательный переносы навыков:
·
Положительным
переносом наз.такое взаимодействие
навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования
последующего.
Положительный перенос навыков проявляется тем ярче,
чем больше сходства между структурой двигательных действий.
Пример: а) управление велосипедом – управление
мотоциклом;
б) акробатические прыжки – прыжки в воду;
в) метание малого мяча – метание гранаты.
·
Отрицательным
переносом наз.такое взаимодействие
навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирования
следующего.
Пример: а) прыжок в высоту – барьерный бег;
Кроме того, выделяют следующие варианты переноса
навыков:
1.
односторонний
перенос – возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует
образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается (пр.ходьба-бег)
2.
взаимный перенос
– перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно (
при управление велосипедом – управление мотоциклом)
3.
прямой перенос –
характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание
другого в каком-либо упражнении (пр.кроль на спине - кроль на груди)
4.
косвенный перенос
– такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создает только
благоприятные предпосылки для приобретения нового (пр.акробатические прыжки –
прыжки с шестом)
5.
ограниченный
перенос – происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет
большое сходство (однако в этом случае перенос навыков осуществляется в весьма
узком диапазоне: пр.перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне)
6.
обобщенный
перенос – имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на
формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного
сходства с ним (пр.трудно обнаружить сходство в движениях велосипедиста и
конькобежца, однако оба способа передвижения имеют одну задачу – необходимость
сохранить равновесие)
7.
перекрестный
перенос – представляет собой перенос навыков на симметричные органы тела
(пр.движение, освоенное правой рукой, без спец.подготовки выполняется левой)
|