При выполнении отдельно взятого упражнения практически
невозможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта. Необходимо
многократное повторение упражнения с тем, чтобы усовершенствовать движение и
развить физические качества. При этом при выполнении физических упражнений в
организме занимающегося происходят физиологические, психические, биохимические
и другие процессы, которые вызывают соответствующие изменения как в
двигательной, так и в вегетативной сфере. Но необходимо помнить, что выполнение
физических упражнений может способствовать как положительным перестройкам в
работе организма, так и нанести вред, в случае, если они применяются без учета
закономерностей физической культуры.
Следовательно,
знание факторов, определяющих эффективность воздействия физических упражнений,
позволит повысить продуктивность их использования. Все многообразие факторов,
может быть сгруппировано следующим образом:
1.
Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, уровень
умственной, нравственной, физической и моральной подготовленности, уровня
заинтересованности в двигательной деятельности, сформированности мотивов и
др.). Одно и то же физическое упражнение в зависимости от индивидуальных
особенностей производит различный эффект на занимающихся.
2. Научные факторы. Чем больше научных
исследований и внедрений их в практику, тем эффективней можно использовать
физические упражнения.
3.Методические
факторы. Среди них особого внимания заслуживают такие как оптимальная дозировка
и учет явлений последствия. Оптимальная дозировка предполагает строгую
избирательность характеристик нагрузки, таких как: продолжительность,
интенсивность,количество и частота повторений, характера отдыха и др. в
зависимости от конкретных задач и условий занятий, а также индивидуальных
особенностей занимающихся. Учет явлений последствия предполагает умение
фиксировать, правильно понимать и оценивать те функциональные изменения,
которые произошли под воздействием от предыдущего упражнения или занятия.
Эффект от выполнения упражнений может быть срочным, который возникает после
одного или серии упражнений в одном занятии; отставленным, появляющийся после
нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), который проявляется после серии
занятий. 4. Гигиенические факторы являются решающими в реализациипринципа оздоровительной направленности. Нарушение режима дня, питания не приводит к положительному результату от использования физических упражнений. 5. Метеорологические факторы. В зависимости от условий окружающей среды (температура, осадки, атмосферное давление и др.) должны изменяться состав используемых упражнений и параметры использования нагрузок. 6. Материальные факторы. Использование более качественного оборудования, инвентаря, специальной одежды, обуви способствует повышению эффективности воздействия физических упражнений. Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, позволяет специалисту в области физической культуры успешно решать задачи физического образования и физического воспитания.
|