Возрастная периодизация детей дошкольного возраста ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - важный период физического развития, формирования двигательной функции и становления личности человека. Он от-личается, С ОДНОЙ стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма (пр., 38 первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 50%, а к 7 годам почт трое), с другой стороны - незрелостью, низкой сопротивляемостью небла) оприятным воздействиям окружающей среды). На протяжении первых 7 лет жизни ребёнок проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным существом, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни мыс ., он должен всему учиться, чтобы к концу дошкольного возраста превратиться в личность с довольно большим запасом знаний и умений, обладающую сложным внутренним миром. Всестороннее развитие ребёнка находится в большой зависимости от двигательной активности, которая служит источником не только познания окружающего мира, но также психического и физического развития маленького человека. Несвоевременность и низкая эффективность использования разнообразных средств физической культуры в дошкольном возрасте приводят к нарушению развития детей, отрицательно влияют на их умственную сферу, снижают уровень подготовленности к школе. По биологическим признакам и некоторым педагогическим соображениям дошкольный возраст подразделяется на определённые возрастные периоды. С точки зрения биологического развития, возрастная периодизация детей дошкольного возраста включает в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста (размеры тела и органов, масса тела, сроки окостенения скелета и прорезывания зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила). С точки зрения педагогики, возрастная периодизация облегчает построение системы физического воспитания детей дошкольного возраста: определение конкретных задач, содержания, организационных форм, методов. В 1965 г. на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (АПН СССР, Москва) принята схема возрастной периодизации, получившая широкое распространение. Согласно этой схеме, в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выде¬ляют следующие периоды: I - новорожденный: 1-10 дней; II - грудной возраст: 10 дней - 1 год; III - раннее детство: 1-3 года; IV - первое детство: 4-7 лет; V - второе детство: 8-12 лет; VI - подростковый возраст: 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки; VII - юношеский возраст: 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки. Помимо принятой в 1965 г. схемы возрастной периодизации, существует также деление на определённые возрастные периоды с учётом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспита¬ния и обучения: I - преддошкольный возраст: от рождения до 3-х лет; II - дошкольный возраст: 3-6(7) лет; III - младший школьный возраст: 6(7)-10 лет; IV - средний школьный возраст: 11-14 лет; V - старший школьный возраст: 15-18 лет. Данная периодизация отражает существующее в настоящее время разделение общеобразовательных учреждений на ясли, детский сад, школу. Следует отметить, что продолжительность отдельных возрастных пе¬риодов в значительной степени подвержена изменениям, поскольку как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются биологическими и социальными факторами. Средства физического воспитания и формы физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста Основными средствами физического воспитания детей до года являются массаж, гимнастика, закаливание, плавание; детей от года до 3-х лет - утренняя и гигиеническая гимнастика, закаливание, плавание, подвижные игры, прогулки. Организация рационального режима физической активности детей от 3-х до 6-ти (7-ми) лет включает использование разнообразных форм физического воспитания, а также средств и методов их применения, соответствующих возрастным особенностям детей. Формы организации физического воспитания детей можно подразделить на урочные и неурочные: • урочные формы - это физкультурные занятия в дошкольных учреждениях; • неурочные формы - это физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, организованные групповые, индивидуальные, а также самостоятельные занятия. В детских садах получили распространение следующие формы физкультурных занятий с детьми: - занятия физическими упражнениями в форме урока; - занятия физическими упражнениями в режиме дня детского сада (утренняя гимнастика, гигиеническая гимнастика после дневного сна, подвижные игры, спортивные развлечения, физкультминутки, прогулки, дни здоровья); - физкультурные праздники; - самостоятельные занятия детей; - пешеходные прогулки в зоны отдыха. Кроме того, на музыкальных занятиях широко применяются физические упражнения без предметов и с предметами, музыкальные подвижные игры и элементы танцев, которые также способствуют решению задач физического воспитания. По мере накопления определённого двигательного опыта в возрасте от 1-го года до 3-х лет занятия физическими упражнениями проводят с несколькими детьми (3-6 человек) и с подгруппами до 12-ти человек. До полутора лет занятия проводят ежедневно, а с более старшими детьми - не реже трёх раз в неделю. С детьми в возрасте от 3-х до 6-ти (7-ми) лет проводят занятия урочного типа не реже трёх раз в неделю продолжительностью от 20 мин в младшей группе до 35 мин - в подготовительной. В основу построения занятий положено общепринятое деление на подготовительную, основную и заключительную части: • задача подготовительной части - организовать детей, сконцентрирован. п\ внимание на предстоящих двигательных заданиях, подготовить организм к выполнению упражнений основной части; • в основной части осуществляется формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств. В эту часть запи I ни обязательно включается подвижная игра;
• в заключительной части решают задачи постепенного
перехода к другим видам двигательной деятельности и приведения организма детей
в относительно спокойное состояние. Для этого используются ходьба,
малоподвижные игры,хороводы.
|