К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-IX лет. И соответствии с существующей системой общего образова¬ния, этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний, старший. На последнем этапе завершается обучение в общеобразовательных школах различного типа или же осуществляется переход в лицеи, колледжи, медицинские, педагогические и другие специальные училища. ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека, который охватывает период от детства до юно¬шества. Развитие человека закодировано в наследственном аппарате. Оно включает: рост, дифференцировку органов и тканей, приобретение организмом характерных для пего форм. Все эти три фактора находятся между собой в тес¬ной взаимосвязи и взаимозависимости. Рост характеризуется как количественный процесс непрерывного увели¬чения числа клеток или их размеров, который приводит к увеличению массы организма. Гак, кости и лёгкие растут преимущественно за счёт увеличения числа клеток, а мышцы и нервная ткань - преимущественно за счёт увеличения размеров клеток. Более точный показатель роста организма - повышение в нём общего количества белка и увеличение размеров костей. Характерной особенностью процесса роста детского организма является его неравномерность и волнообразность. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномер¬ным развитием опорно-двигательного аппарата. Длина тела увеличивается в этот период больше, чем масса. Завершается развитие костного скелета. Суста¬вы подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количе¬ство костной ткани. Усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и уве¬личением размеров тела, главным образом за счёт удлинения ног. Быстро рас¬тут кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Старший шк возраст хар-ся отн-ся спок и равномерн протеканием пр роста и развития. Замедляется рост тела в длину и ув-ся – в ширину, возрастает масса тела. . Почти заканчивает процесс окостенения большей части скелета. Интенсивно развивается груд¬ины клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдержать значительные нагрузки. Наблюдается асимметрия в силе мышц правой и левой половины тела. В психологическом развитии детей школьного возраста главное значе¬ние приобретает возрастное восприятие окружающего мира. По мере созрева¬ния организма возникают благоприятные условия для развития психики в тех или других направлениях, что обусловило выделение закономерно наступаю¬щих сенситивных периодов. Младший школьный возраст сенситивен к учебной деятельности, чему содействуют авторитет учителя, вера в истинность всего, чему учат, исполни¬тельность. Средний школьный возраст сенситивен к внеучебным делам, которые доступны детям и в которых они могут проявить себя и свои новые возможно¬сти. Их привлекает совместная со сверстниками деятельность. В значительной мере проявляется потребность в самоутверждении и безоглядная готовность к действию. Старший школьный возраст сенситивен к осознанию и освоению своего внутреннего мира и характеризуется огромной внутренней работой, поиском перспектив жизненного пути, развитием чувства ответственности, стремлением владеть собой, обогащением эмоциональной сферы. Таким образом, наиболее типичными возрастными особенностями школьников являются: • непрерывный, быстрый неравномерный рост и развитие детского организма, особенно психики; • незрелость и недостаточная устойчивость детского организма, лёгкая ранимость; • высокий уровень возбудимости, реактивности на различные внешние воздействия. Без учёта возрастных особенностей детей невозможно эффективно и правильно осуществлять их физическое воспитание. И, наоборот, умелое при¬менение специально подобранных и дозированных физических упражнений в период интенсивного естественного морфофункционального развития способ¬ствует стимулированию, упорядочению и активизации соответствующих про¬цессов, значительному улучшению функциональных возможностей всех систем организма. Требования к учёту возрастных особенностей: - содействовать прогрессивному их изменению; - принимать во внимание возрастные проявления и строить педагогиче¬ский процесс на основе реальных возможностей детей. - Формы физкультурных занятий с детьми школьного возраста Физическая культура детей школьного возраста осуществляется в трёх сферах: - в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования; - в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями; - в семье. Для каждой из этих сфер характерно разнообразие конкретных форм за¬нятий. Однако в практике физического воспитания школьников все виды заня¬тий принято делить на две группы: 1) Урочные занятия (уроки). 2) Внеурочные занятия а) в режиме учебного дня; б) внеклассные занятия; в) внешкольные занятия. • Урочные занятия являются основной формой физического вос¬питания школьников. Уроки физического воспитания обеспечивают общую фи¬зическую подготовленность ко всякой деятельности и отличаются наибольшим богатством содержания. В ходе уроков учащиеся знакомятся с типичными ви¬дами спортивных упражнений, овладевают основами техники, достигают более высокого уровня развития физических качеств, приобретают начальные сведе¬ния о видах спорта. В процессе сдачи учебных нормативов накапливается опыт соревновательной борьбы, определяются интересы, возникает потребность в совершенствовании и намечается выбор спортивной специализации. Уроки включены в школьное расписание наравне с другими учебными предметами и обязательны для всех учащихся. Они проводятся 2-3 раза в неде¬лю, их содержание определяется программами. Важными факторами, определяющими специфику уроков физического воспитания в школе, являются: - основная направленность и конкретные задачи; - возрастные особенности и возможности детей; - многочисленность и неоднородность состава классов; - предметно-пространственная среда (места занятий, оборудование, ин¬вентарь и т.д.); - продолжительность урока - максимум 45 мин; - место урока в общем расписании. • Назначение занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня - создание предпосылок оптимальной умственной работоспособ¬ности на других уроках (повышение или восстановление). Виды: - гимнастика до учебных занятий; физкульт минутки во время уроков, на удлинённых переменах, в группах продленного дня.
|