Для двигательного навыка
характерно выполнение движения со значительно меньшим контролем сознания за деталями техники.
Сознание направлено,
главным образом, на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся
обстановки и конечные результаты действия. Данная особенность и составляет сущность двигательного навыка.
Пример:
Опытные лыжники сосредотачивают
своё внимание на изменении рельефа местности, темпе прохождения дистанции, усилии при отталкивании; метатели копья - на выполнении мощного
финального усилия и т.д.
Таким образом:
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК - это
оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е.
при минимальном контроле со стороны
сознания) управлением движениями, высокой надёжностью исполнения.
Характерными признаками
двигательного навыка являются:
·
автоматизированное управление движениями;
·
слитность движений (объединение ряда элементарных движений
·
в единое целое);
·
отсутствие излишнего напряжения мышц;
·
высокая быстрота выполнения действий;
·
экономичность и точность движении;
·
высокая устойчивость действия;
·
прочность запоминания.
Пример:
Человеку, умеющему плавать, ездить на велосипеде,
играть в футбол и
т.п., даже после многолетнего перерыва не нужно заново учиться двигательным
действиям.
В результате
повышается уровень овладевания двигательным
действием:
первым (начальным) уровнем
овладения действием является движение умение;
вторым - двигательный навык.
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависит от следующих
факторов:
•
двигательной
одарённости (врождённые способности), (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые навыки):
•
возраста
обучающегося (дети осваивают движения быстрее;
•
координационной
сложности двигательного действия (чем сложнее движения, тем длительнее процесс
обучения);
•
профессионального мастерства преподавателя;
• уровня
мотивации, сознательности, активности обучающегося.
Процесс совершенствования сформированного двигательного навыка
законечен. Его основная задача - научить
человека свободно владеть навыками в новых
условиях.
Академик
К.Д. Ушинский отмечал, что если бы человек не имел способность к навыку, то он не смог бы
продвинуться ни на одну ступень в своём развитии,
задерживаемый бесчисленными трудностями, которые можно преодолевать тлько навыком, освободив ум и волю для новых работ
и для новых побед.
|