Общин характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины Медициной здоровья является валеология, родившаяся в России в 80-е годы XX века, Именно гогда профессор И.И. Брехман предложил термин «ва¬леология» дня обо шачения здоровья человека. Но мнению большинства ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, па 20% от генетики, на 20% - от наследственности и только на 10% 01 СОСТОЯНИЯ здравоохранения. Следовательно, наше здоровье - это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное пита¬ние с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и воды, и эф¬фективная демографическая политика. ВАЛЕ( 1Л01 11Я (от лаг. уа1ео - здравствовать) представляет собой сово¬купность научных знаний О здравствовании человека, о причинах, формирова¬нии, Сохранении И укреплении здоровья. Валеоло! ИЯ объединяет усилия медиков, биологов, философов, социоло¬гов, ПСИХОЛ01 он, педагогов, экологов и составляет научную основу здорового образа жи 1НИ Цель валеологии как учебной дисциплины - вооружение человека зна¬ниями о здоровом образе жизни, формировании, укреплении и сохранении здо¬ровья. Объектом валеологии выступает здоровый человек или человек, нахо¬дящийся в со< гоянии предболезни. Предметом изучения валеологии как научной основы здорового образа жизни является: • здоровье как медико-биологическая, психологическая и соци¬альная категория; • механизмы и способы формирования, сохранения и укрепления здоровья; • методы оценки индивидуального здоровья и образа жизни; • теория и методика валеологического образования. Валеология включает в себя две составные части: 1) теоретическую валеологию; 2) практическую валеологию. В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: культурологический, биологический, психологический, педагогиче¬ский, экологический и т.д. В рамках практической валеологии следует выделить два относительно самостоятельных раздела: 1) диагностическая валеология (валеометрия - измерение здоровья); 2) собственно практическая валеология (оздоровление организма). С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выде¬лить общую валеологию и специальную валеологию (возрастную, семейную, профессиональную). Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на: - дошкольную; - школьную; - вузовскую; - послевузовскую.
|