Глобальные
навигационные спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS
предназначены для определения местоположения, скорости движения, а также
точного времени морских, воздушных, сухопутных и других видов потребителей. Американская GPS и отечественная ГЛОНАСС концептуально аналогичны
и отличаются некоторыми аспектами технической реализации. В их основе – орбитальные
группировки спутников на круговых орбитах. Высота орбит такова, что спутники
совершают примерно два оборота вокруг Земли в сутки (у GPS – высота орбиты 20150 км и период
обращения 11 часов 57 минут, у ГЛОНАСС – 19100 км и 11 часов 16
минут соответственно).
В околоземном
пространстве развернута сеть искусственных спутников Земли (ИСЗ), равномерно
«покрывающих» всю земную поверхность. Орбиты ИСЗ вычисляются с очень высокой
точностью, поэтому в любой момент времени известны координаты каждого спутника.
Радиопередатчики спутников непрерывно излучают сигналы в направлении Земли. Эти
сигналы принимаются GPS-приемником, находящемся в некоторой точке земной
поверхности, координаты которой нужно определить.
Спутники
распределены по нескольким орбитальным плоскостям – в ГЛОНАСС их три, в GPS –
шесть. В обеих системах в полной конфигурации действуют 24 спутника плюс 3
резервных. Пользовательские приемники позволяют определить местоположение,
регистрируя излучаемые видимыми в данной точке спутниками сигналы. Обе системы
фактически дают возможность определять не только координаты, но и время с
высокой точностью.
В приемнике
измеряется время распространения сигнала от ИСЗ и вычисляется дальность
«спутник-приемник» (радиосигнал, как известно, распространяется со скоростью света).
Поскольку для определения местоположения точки нужно знать три координаты (плоские
координаты X, Y и высоту H), то в приемнике должны быть измерены расстояния до
трех различных ИСЗ.
Очевидно, при
таком методе точное определение времени распространения сигнала возможно лишь
при наличии синхронизации временных шкал спутника и приемника.
Поэтому в
состав аппаратуры ИСЗ и приемника входят эталонные часы (стандарты частоты),
причем точность спутникового эталона времени исключительно высока (долговременная
относительная стабильность частоты обеспечивается на уровне 10-13 -
10-15 за сутки). Бортовые часы всех ИСЗ синхронизированы и привязаны
к так называемому «системному времени».
На практике в
измерениях времени всегда присутствует ошибка, обусловленная несовпадением шкал
времени ИСЗ и приемника. По этой причине в приемнике вычисляется искаженное
значение дальности до спутника или «псевдодальность». Измерения расстояний до
всех ИСЗ, с которыми в данный момент работает приемник, происходит
одновременно. Следовательно, для всех измерений величину временного
несоответствия можно считать постоянной. С математической точки зрения это
эквивалентно тому, что неизвестными являются не только координаты X, Y и H, но
и поправка часов приемника t. Для их определения необходимо выполнить измерения
псевдодальностей не до трех, а до четырех спутников. В результате обработки
этих измерений в приемнике вычисляются координаты (X, Y и H) и точное время.
Если приемник установлен на движущемся объекте и наряду с псевдодальностями
измеряет доплеровские сдвиги частот радиосигналов, то может быть вычислена и скорость
объекта. Таким образом, для выполнения необходимых навигационных определений надо
обеспечить постоянную видимость с нее, как минимум, четырех спутников.
В состав систем входят:
·
созвездие
ИСЗ (космический сегмент);
·
сеть
наземных станций слежения и управления (сегмент управления);
·
собственно
GPS-приемники (аппаратура потребителей).
Сравнительные характеристики систем
ГЛОНАСС и GPS Системы GPS и ГЛОНАСС во многом подобны, но имеют и различия
(таблицы). Данные системы разрабатывались с учетом наиболее вероятных областей
применения. Поэтому ГЛОНАСС имеет преимущества на высоких широтах, а GPS на
средних.
Недостатками ГЛОНАСС
являются:
·
необходимость
сдвига диапазона частот вправо, так как в настоящее время ГЛОНАСС мешает
работе, как подвижной спутниковой связи, так и радиоастрономии;
·
при
смене эфемерид спутников, погрешности координат в обычном режиме увеличиваются
на 25-30м, а в дифференциальном режиме – превышают 10 м;
·
при
коррекции набежавшей секунды нарушается непрерывность сигнала ГЛОНАСС. Это
приводит к большим погрешностям определения координат места потребителя, что недопустимо
для гражданской авиации;
·
сложность
пересчета данных систем ГЛОНАСС и GPS из-за отсутствия официально
опубликованной матрицы перехода между используемыми системами координат.
Недостатки GPS:
·
Во-первых,
такое понятие как геометрия спутников, которая сильно влияет на точность
данных. Для того чтобы данные отличались достоверностью, необходимо, чтобы
спутники располагались не на одной линии, а в разных сторонах горизонта – юг,
запад, север, восток.
·
Во-вторых,
система GPS подвержена специфическим ошибкам при прохождении сигнала. Явление
это называется многолучевой интерференцией, т.е. складки рельефа и прочие
препятствия влияют на прохождение сигнала. В естественных условиях за
препятствие сойдет гора, в городе - высокие здания. Чем дольше задерживается
сигнал, тем большая погрешность образуется, поскольку приемник принимает
создавшуюся «виртуальную удаленность» спутника за настоящую.
·
Сигнал
также может задерживаться из-за атмосферной нестабильности (при прохождении
сигнала через ионосферу и тропосферу скорость его распространения становится
меньше скорости света) или сбоя часов принимающего устройства. Ведь код должен
генерироваться одновременно и на передающем, и на принимающем устройстве. Если
точный ход часов нарушен (а случается это только у принимающего устройства,
поскольку на спутнике установлены атомные высокоточные часы), то может
возникнуть погрешность.
·
Система
GPS, в первую очередь создана для военных целей. Поэтому гражданским
пользователям достались приемники с весьма ограниченной точностью определения кjординат. Министерством Обороны США
было установлено ограничение по точности определения координат для гражданских
служб и частных пользователей, которое получило название Selective Availability
(избирательный доступ). GPS стандартной точности была предназначена для граждан
(код L1). Точность передачи сигнала при этом регулировалась так называемой
дифференциальной коррекцией, и погрешность в 100 м считалась вполне нормальным
явлением. Но сегодняшние бытовые GPS-устройства могут определять координаты с точностью
до 5 метров.
Характеристики
|
ГЛОНАСС
|
GPS
|
Количество спутников
(проектное)
|
24
|
24
|
Количество орбитальных
плоскостей
|
3
|
6
|
Количество спутников в
каждой плоскости
|
8
|
4
|
Тип орбиты
|
Круговая (S=0+-0,01)
|
Круговая
|
Высота орбиты
|
19100 км
|
20200 км
|
Наклонение орбиты, град
|
64,8+-0,3
|
55 (63)
|
Период обращения
|
11 ч 15,7 мин.
|
11 ч 56,9 мин.
|
Способ разделения сигналов
|
Частотный
|
Кодовый
|
Навигационные частоты, МГц:
L1
L2
|
1602,56-1615,5
1246,44-1256,5
|
1575,42
1227,6
|
Тактовая частота ПСП, МГц
|
0,511
|
1,023 (С/А-код)
0,23 (Р,Y-код)
|
Скорость передачи цифровой
информации, бит/с
|
50
|
50
|
Длительность суперкадра,
мин
|
2,5
|
12,5
|
Число кадров в суперкадре
|
5
|
25
|
Число строк в кадре
|
15
|
5
|
Погрешность* определения
координат в режиме ограниченного доступа:
горизонтальных,
м
вертикальных,
м
|
не указана
|
18 (P,Y-код)
28 (P,Y-код)
|
Погрешности* определения
проекций линейной скорости, см/с
|
15 (СТ-код)
|
<200 (С/А-код)
20 (P,Y-код)
|
Погрешность* определения
времени
в
режиме свободного доступа, нс
в
режиме ограниченного доступа, нс
|
1000 (СТ-код)
-
|
340 (С/А-код)
180 (P,Y-код)
|
Система отсчета
пространственных координат
|
ПЗ-90
|
WGS-84
|
|