Формирование двигательных умений и навыков подчиняется
определяющим закономерностям.
Овладение тем или иным
двигательным действием осуществляется в следующей методической
последовательности:
1.
Формирование у
обучающегося положительной учебной мотивации.
2.
Формирование
знаний о сущности двигательного действия.
3.
Создание
полноценного представления об изучаемом движении. В частности, эти
представления должны включать:
а) зрительный образ двигательного действия, возникающий на ос
нове опосредованного или непосредственного наблюдения;
б) логический (смысловой) образ, основанный на
знании, получае
мом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;
в) двигательный образ, создаваемый на основе уже
имеющегося
двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые возникают при выпол
нении подводящих упражнений.
4. Освоение изучаемого
двигательного действия в целом.
Для практического освоения
техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с
установкой на лучшее разрешение двигательной задачи устранение допущенных
ошибок. Двигательное действие, сформированное путём многократного повторения и
доведённое до автоматизма, переходит в двигательный навык.
Формирование
двигательного навыка проходит три фазы, каждая из которых характеризуется
физиологическими, биомеханическими, регуляторными особенностями и особенностями
обучения.
• Первая фаза: При
первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга
одновременно возбуждаются нервные центры, обеспечивающие выполнение данного
движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации
мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, и, как
следствие, оно осуществляется закрепощено.
Физиологические
особенности: широкая иррадиация (распространение) нервных процессов возбуждения
в коре головного мозга, генерализация ответных реакций;
Биомеханические особенности: излишняя мышечная фиксация, неточность и излишняя
скованность движений, плохое распределение и координация усилий, отсутствие
слитности движений, неустойчивый ритм;
Регуляторные
особенности: активное участие в
управлении движениями высших отделов центральной нервной системы;
Особенности обучения:
облегчённые условия выполнения сочетаются с усложнёнными в сочетании 3 : 2.
• Вторая
фаза: После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного
мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают
выполнение движения, а соседние центры как бы «выключаются». На данной стадии
уже можно говорить о сформированном двигательном умении.
Физиологические
особенности: развитие процессов
торможения и по-| гепенная концентрация процессов возбуждения, уравновешивание
процессов не I суждения и торможения;
Биомеханические особенности: уменьшение мышечной фиксации и скованности
движений, улучшение координации движений отдельных звеньев те-м, сохранение
постоянного темпа, ритма и величины усилий, естественная Пластичность движений,
но всё ещё слабая устойчивость к помехам (нагрузка, 1МОЦИОнальное напряжение,
стрессы и т.д.);
Регуляторные
особенности: периодический контроль
сознания над вы-Полнением движения, передача управления деталями движений в
ниже лежащие уровни управления;
Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с \<
полнёнными в сочетании 2 : 3.
• Третья фаза: Характеризуется
стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. На этой
стадии в полной мере прояв-пнются все признаки двигательного навыка.
Физиологические
особенности: стабилизация процесса
возбуждения и •|с I кое согласование процессов
возбуждения и торможения;
Биомеханические особенности: отсутствие мышечного напряжения, ско-п и и юс I и движений, точное согласование движений между
отдельными звеньями ила, чёткое выполнение движений с оптимальной дозировкой
усилий, амин и I уды, темпа и ритма, структура
движений сохраняется, несмотря на помехи;
Регуляторные
особенности: точное распределение
функций отделов Центральной нервной системы, контроль сознания преимущественно
над смы-I повой частью (целью) движения;
Особенности
обучения: облегчённые условия
выполнения сочетаются с усложнёнными в
сочетании 1 : 3.
|