Пятница, 17.05.2024, 12:49
Ответы на вопросы
Блог
Главная » 2011 » Май » 5 » Основы формирования двигательных навыков
19:34
Основы формирования двигательных навыков

Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определяющим закономерностям.

Овладение тем или иным двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:

1.                  Формирование у обучающегося положительной учебной мотивации.

2.        Формирование знаний о сущности двигательного действия.

3.        Создание полноценного представления об изучаемом движении. В частно­сти, эти представления должны включать:

а)  зрительный образ двигательного действия, возникающий на ос­
нове опосредованного или непосредственного наблюдения;

б) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получае­
мом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;

в)  двигательный образ, создаваемый на основе уже имеющегося
двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые возникают при выпол­
нении подводящих упражнений.

4.      Освоение изучаемого двигательного действия в целом.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны не­однократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двига­тельной задачи устранение допущенных ошибок. Двигательное действие, сформированное путём многократного повторения и доведённое до автоматиз­ма, переходит в двигательный навык.

Формирование двигательного навыка проходит три фазы, каждая из ко­торых характеризуется физиологическими, биомеханическими, регуляторными особенностями и особенностями обучения.

Первая фаза: При первых попытках выполнить новое двигатель­ное действие в коре головного мозга одновременно возбуждаются нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, и, как следствие, оно осуществляется за­крепощено.

Физиологические особенности: широкая иррадиация (распространение) нервных процессов возбуждения в коре головного мозга, генерализация ответ­ных реакций;

Биомеханические особенности: излишняя мышечная фиксация, неточ­ность и излишняя скованность движений, плохое распределение и координация усилий, отсутствие слитности движений, неустойчивый ритм;

Регуляторные особенности: активное участие в управлении движениями высших отделов центральной нервной системы;

Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с усложнёнными в сочетании 3 : 2.

Вторая фаза: После неоднократных повторений нервные процес­сы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые не­посредственно обеспечивают выполнение движения, а соседние центры как бы «выключаются». На данной стадии уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

Физиологические особенности: развитие процессов торможения и по-| гепенная концентрация процессов возбуждения, уравновешивание процессов не I суждения и торможения;

Биомеханические особенности: уменьшение мышечной фиксации и ско­ванности движений, улучшение координации движений отдельных звеньев те-м, сохранение постоянного темпа, ритма и величины усилий, естественная Пластичность движений, но всё ещё слабая устойчивость к помехам (нагрузка, 1МОЦИОнальное напряжение, стрессы и т.д.);

Регуляторные особенности: периодический контроль сознания над вы-Полнением движения, передача управления деталями движений в ниже лежа­щие уровни управления;

Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с \< полнёнными в сочетании 2 : 3.

Третья фаза: Характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. На этой стадии в полной мере прояв-пнются все признаки двигательного навыка.

Физиологические особенности: стабилизация процесса возбуждения и •|с I кое согласование процессов возбуждения и торможения;

Биомеханические особенности: отсутствие мышечного напряжения, ско-п и и юс I и движений, точное согласование движений между отдельными звенья­ми ила, чёткое выполнение движений с оптимальной дозировкой усилий, ам­ин и I уды, темпа и ритма, структура движений сохраняется, несмотря на помехи;

Регуляторные особенности: точное распределение функций отделов Центральной нервной системы, контроль сознания преимущественно над смы-I повой частью (целью) движения;

Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с  усложнёнными в сочетании 1 : 3.

Просмотров: 7819 | Добавил: DenisDenisovD
Поиск

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz