Обучение
двигательным действиям является одним из познавательных видов деятельности человека.
Движения живого биологического объекта всегда связаны с решением конкретной задачи, осознанным
и активным подчинением пространства и времени. Этим они отличаются от механического движения,
которое является простым перемещением в
пространстве и времени. Данное свойство
биологического движения позволило Н.А. Бернштейну назвать его «живым». В частности, учёный указывал на такое
характерное свойство «живого» движения, как способность выявлять, фиксировать
и анализировать условия выполнения
двигательной задачи в соответствии с её сутью.
Обучение двигательным
действиям - одна из основных задач физического
воспитания. В процессе обучения двигательным действиям формируются знания, двигательные умения и навыки, необходимые
человеку во всех сферах его жизни. Знаменитый теоретик физической
культуры Л.П. Матвеев (1983) считал
обучение двигательным действиям одной из сторон физического воспитания
и характеризовал его следующим образом:
«Это
системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями и приобретение
таким путём необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и
связанных с ними знаний».
Каждое
двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигательный акт) производится с определённым
взаимодействием внутренних и внешних сил и
приводит к изменению положения тела в пространстве и времени. Овладение
каким бы то ни было двигательным действием начинается с формирования системы знаний о параметрах его техники и способах её выполнения.
Знания
- это обобщённое
отражение в человеческом сознании объективного
мира, окружающей действительности.
Выделяют два взаимосвязанных
вида знаний:
- Наглядно-чувственные знания:
выступают в форме различных представлений (зрительных, слуховых,
вестибулярных, осязательных и т.п.). На основе
представлений формируется общий образ изучаемого действия или несколько
отдельных образов, каждый из которых отражает какой-либо элемент изучаемого
упражнения. Это элементарный уровень знания.
Пример: Образ
техники низкого старта будет состоять из представлении о положении тела и отдельных
его частей на старте, во время выбегания и: стартовых колодок, а также о направлении, амплитуде, длительности,
т< мне и ритме движения. - Словесно-логические
знания: выступают в форме понятий, законе, закономерностей, теорий и способствуют глубокому познанию сущности техники
упражнений. Это более высокий уровень знаний.
В
процессе обучения двигательным действиям применение на практике знаний о том
или ином движении характеризуется многократными
попытками найти правильное решение
двигательной задачи и оптимальный способ её выполнения. Таким образом,
возникает умение выполнять движение. В повседневной жизни в этом случае принято говорить, что человек уже умеет, например,
ходить, бегать, читать, писать и т.д.
|