В процессе
формирования физической культуры человека происходит не только приобретение двигательных
умений и связанных с ними знаний, но и развитие
физических качеств.
В
специальной литературе до сих пор не найден единый термин для характеристики двигательных возможностей человека. Ряд
крупных учёных предлагают свои варианты названия:
- Л.П. Матвеев употребляет термин
«двигательные способности»;
- В.П. Ашмарин - «двигательные качества»;
- Л.А. Вейднер-Дубровин, В.Н. Платонов - «физические
качества»;
- Ю.Ф. Курамшин - «физические способности».
Известно,
что разные люди обладают разными двигательными возможностями. Так, например, один ученик в возрасте 7-ми
лет может прыгнуть в длину с места на 100 см., а другой - на 160 см. В этом же возрасте
один может подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз, другой -
пять раз. В 6-минутном беге один занимающийся пробежит 700 м., а другой - 1200 м. Сравнивая разные двигательные достижения
обучаемых, как правило, говорят: «Этот ребёнок более способен к
упражнениям скоростно-силового характера, чем
к бегу на выносливость; у этого ярко выражены способности к упражнениям
силового характера, чем к упражнениям на координацию».
Наблюдаемые
индивидуальные различия при выполнении данных двигательных действий объясняются разными возможностями
отдельных органов и систем организма
занимающихся (мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). От
уровня функционирования каждой из этих систем будет, соответственно, зависеть
характер и степень развития тех или иных физических качеств.
Таким образом:
ФИЗИЧЕСКИЕ
КАЧЕСТВА - это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих
требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения.
На
уровень развития и проявления физических качеств оказывают влияние две группы факторов:
•
Средовые факторы: социально-бытовые условия жизни, климатические и географические
условия, материальное обеспечение мест занятий, эффективность методики развития
физических качеств и т.п.
•
Наследственные факторы («моторные» задатки): анатомические, физиологические, психические
особенности организма человека. «Моторные» задатки обуславливают специфическую
реакцию организма на различные воздействия. В процессе выполнения какой-либо
деятельности они совершенствуются с помощью свойственных человеческому
организму механизмов приспособления (адаптации) и перерастают в
соответствующие физические качества.
В
формировании качеств большое значение имеют и врождённые, и средовые факторы. Однако при равных
условиях решающую роль в развитии физических качеств играет двигательная активность,
направленная на совершенствование психофизиологической природы человека. Вот почему морфологические
и функциональные показатели различных органов и систем, а также двигательная подготовленность в целом выше у людей,
регулярно занимающихся физическими упражнениями.
В настоящее время принято
различать пять основных физических качеств:
сила, быстрота, выносливость,
координация, гибкость. Каждое из них имеет многообразные формы проявления в
различных видах двигательной деятельности.
|