Необходимым
условием эффективности физических упражнений для человека является
многократность и систематичность их повторения (наличие двигательной
деятельности). При выполнении отдельно взятого физического упражнения
практически невозможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта.
Эффективность двигательной деятельности обусловлена целым рядом сопровождающих её процессов и явлений,
происходящих в организме человека:
биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.
Физические
упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, что обуславливает их связь с рядом
психических процессов, с представлением о
движениях, мыслительной работой, переживаниями, служит развитию интересов и чувств, воли и характера и, как следствие,
ведёт к тому, что физические упражнения являются одним из средств духовного
развития человека. Физические
упражнения можно рассматривать как один из показателей единства физической и психической
деятельности человека, поскольку они влияют не только на организм, но и на
личность занимающихся.
Так
как физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют общие с трудовой деятельностью
биомеханические, физиологические и биохимические
механизмы. Однако это не может служить основой для отождествления физических
упражнений и труда: между ними имеется принципиальное различие.
ТРУД - это процесс,
совершающийся между человеком и природой. Изменяя внешнюю природу, человек приспосабливает её к своим потребностям.
Но, действуя на природу и изменяя её,
человек в процессе труда изменяет и самого себя. Таким образом, воздействие
физического труда на человека в процессе производства представляет собой
сопутствующий фактор. При этом совершаемая
в процессе работы двигательная деятельность, зачастую, сопровождается немалым
нервным, психическим и волевым напряжением.
В
отличие от трудовой деятельности действие физических упражнений направлено на природу самого человека и определяется
закономерностями процесса физического
совершенствования. Таким образом, с помощью физических упражнений осуществляется направленное
воздействие на человека с целью развития его физических и духовных
качеств.
Следует
отметить, что в отдельных случаях в сочетании с физическими упражнениями
физический труд, осуществляемый в благоприятных условиях внешней среды (пр., работа в
лесу, в поле и т.п.), с определённой дозированной нагрузкой, может выступать как
вспомогательное средство физического совершенствования. Однако используемый
подобным образом, он уже подчиняется целям физической культуры, т.е. меняется
его существо и направленность.
Исходя
из всего сказанного, физические упражнения можно определить как двигательную
деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования человека.
|